понедельник, 29 февраля 2016 г.

Болеющие школьники больше не будут пропускать уроки


Но длиться они будут по 10 минут
Отмазаться от вызова к доске, заявив, что болел, больше не сможет российский школяр. Разве что если болел сильно, лежа пластом с высокой температурой или даже в больнице… При любой иной хвори детям придется вместо телека включать компьютер и смотреть видеоурок, соответствующий учебной программе в этот день, — все это называется глобальным проектом Мин­обрнауки «Электронная школа».
Идея «Электронной школы» была озвучена министром образования еще в конце прошлого года. Но только сейчас она начала воплощаться, получив, к слову, 450 миллионов рублей на первом этапе реализации. На эти деньги лучшие школьные учителя страны будут в студийных условиях записывать видеоуроки по своему предмету — причем не выборочно, а подряд, сплошняком, по программе с 1-го по 11-й классы. По словам Ливанова, образовательная программа всех одиннадцати классов в электронном формате будет вмещать около 12 тысяч учебных часов. На ее создание отводится три года.
В результате должен получиться специальный сайт, где будет огромный массив видеороликов для просмотра всеми желающими бесплатно. Можно смотреть кусками, восполняя пропущенное, а можно и виртуально учиться от начала до конца:
— Обучение в «Электронной школе» будет завершаться сдачей контрольных работ и получением документа об обучении, — рассказали «МК» в Минобрнауки. — Далее выпускник сможет пройти итоговую аттестацию в форме ЕГЭ, как и все выпускники школ, в одном из центров сдачи ЕГЭ и после этого получить аттестат об образовании. Ключевыми аудиториями для проекта являются обычные и сельские школьники, соотечественники, проживающие за рубежом, часто болеющие дети. Создание этого ресурса значительно улучшит качество образования детей, получающих семейное обучение, ребят с индивидуальным графиком обучения, участников международных олимпиад, спортсменов, ребят, занимающихся творчеством и искусством.
Как идет процесс создания «видеошколы» на примере математики, «МК» рассказал один из учителей, отобранных для записи видеоуроков, — Максим Пратусевич, учитель математики, директор Президентского физико-математического лицея №239 (Санкт-Петербург), в котором, к слову, учился, например, небезызвестный Перельман:
— Первичной задачей проекта было поставлено охватить всю программу основной школы — с 5-го по 9-й классы, и мы уже записали 50 уроков математики из программы 5-го класса. Часть уроков под запись провел я, часть — Николай Тыртов, весьма заслуженный математик из нашей школы; еще будут участвовать Вадим Соломин — тоже наш педагог, обладатель титула «Учитель года-2012», и другие авторитетные учителя.
— Стандартный урок идет 45 минут — «электронные уроки» будут такими же?
— Нет, видеоверсии длятся приблизительно 10 минут. Именно столько на обычном уроке продолжается подача нового материала — а все остальное занимают его закрепление, самостоятельные работы, контрольные, организационные моменты и т.д., которых не будет на видео.
— В школах допускается использовать разные линейки учебников по одному и тому же предмету из числа сертифицированных. По каким учебникам будут записываться уроки «Электронной школы»?
— «Электронная школа» не будет привязана к конкретным учебникам и издательствам! В ней будет теоретический материал — а он в разных линейках учебников по математике один и тот же. Различия — лишь в практических заданиях, их виде, количестве, последовательности прохождения материала и т.д.
— Как снимаются видеоуроки? Используется ли студия — операторы, звукорежиссеры?..
— Наш лицей называют «меккой дистанционного образования», поскольку у нас есть собственная студия и большой опыт в записи различных видеокурсов. Записываем с качественным монтажом, студийным звуком — никакого эха, бубнения и т.п. Материалы многократно отсматриваем, находим какие-то ошибки, оговорки — перезаписываем. У нас имеются интересные технологии, которых в стране больше ни у кого нет, — например, «неоновая доска». Когда учитель объясняет материал на обычном уроке у доски — он пишет на ней, стоя спиной к аудитории. На видео такое неприемлемо, поэтому учитель стоит лицом к камере, между ним и камерой — особая стеклянная стена, на которой он пишет специальным маркером, дающим светящиеся, как бы висящие в воздухе буквы и цифры. Причем пишет он как обычно, а зеркальное изображение компьютер потом переворачивает.
— На создание видеоуроков выделены приличные деньги — получают ли «профит» школы и учителя, участвующие в проекте?
— Школа денег от этого не получает, но учителям платят гонорары. Не такие большие — скажем, тем же репетиторством учитель заработает существенно больше, затратив меньше усилий.
— Когда сайт «Электронной школы» будет готов и наполнен всеми уроками по программе — сможет ли подросток, предположим, уйти из обычной школы, заявив, что отныне он будет учиться по роликам «Электронной», сдавая промежуточные зачеты, а потом — ЕГЭ?
— Собственно, появление «Электронной школы» не меняет никакие существующие сегодня форматы образования. Если ребенок уговорит своих родителей или они сами решат забрать его из школы на семейное или домашнее обучение — пожалуйста, но все это можно сделать и сегодня. При этом «Электронная школа» действительно поможет многим родителям, практикующим семейное обучение, — ведь они зачастую не являются учителями всех существующих предметов. Главное, чтобы уход на домашнее обучение имел действительно серьезные причины — увы, редкий ребенок являет собой пример самодисциплины, позволяющий эффективно учиться вне школы.
Впрочем, в системе хватает и слабых звеньев. Их для нас в качестве эксперта обозначил Евгений ЯМБУРГ, заслуженный учитель России и директор школы №109:
— Во-первых, 10 минут для урока — это явно слишком мало. Как правило, новый материал дается не менее 20–25 минут. Есть и другой момент: мы в нашей школе практикуем систему видеоуроков для детей, лежащих в онкобольнице, и с учетом разного восприятия и мышления ребятишек мы записываем каждый урок в нескольких вариантах подачи. Один-единственный короткий вариант не может быть универсальным для всех. Также в эту в целом полезную систему заложена некая «догматичность» из-за отсутствия обратной связи с учителем. От подачи материала в чистом виде сейчас отходят прогрессивные учителя — дети самостоятельно ищут материал и дополнения к нему, а на уроке его обсуждают, учась мыслить.
А депутат ГД РФ Владимир БУРМАТОВ недоумевает, зачем на проект будут потрачены такие немыслимые деньги, и это только на первом этапе:

— Масса замечательных учителей готовы подготовить такие видеоуроки совершенно бесплатно — с желанием поделиться с коллегами своими наработками. Техническая подготовка таких коротких видеороликов тоже крайне дешева, это простейший линейный монтаж, там не нужны супервидеотехнологии и сложная компьютерная графика. Зачем такие деньги — совершенно непонятно… Однако предположить можно, особенно на фоне многочисленных прежних информационно-мультимедийных проектов Минобрнауки, направленных на распил денег… Полмиллиарда тратятся на электронные уроки, тогда как в Псковской области, в Хакасии живым учителям не платят зарплату! В Карелии не могут найти десять миллионов, чтобы покрыть долги по зарплате за декабрь прошлого года! Министерство вообще, я думаю, было бы счастливо перевести всю образовательную сферу в «цифровой мир» — чтобы не мешали им там живые учителя и ученики.

Комментариев нет:

Отправить комментарий